«Домой, домой! Есть в Петрограде только что народившееся общество, над судьбою которого надо «дрожать» и любовно ее оберегать всякому, кто чует старую Русь, кому говорят святыми призывами прежние века, родная, милая быль. Это – Общество возрождения художественной Руси. Мы так темны и невежественны относительно той нашей родной старины, перед которою уже млеет в счастливом изумлении Запад. Как лес, выросший вокруг замка спящей красавицы, это наше невежество скрывает от нас бесценные художественные сокровища нашей старины. По отношению всего родного мы равнодушны до преступности.
Нет той горы Швейцарии, которую бы не облазили, нет той немецкой дыры, куда бы не проникали русские люди, ни разу не плававшие по Волге, не переваливавшие через Кавказский хребет, не видавшие Урала, не помышлявшие даже о том, что можно проехать в Туркестан и на дальний русский Восток. Да что об этих местах говорить, когда то, что под носом, - Новгород, Псков, Тихвин, Свирь, Шексна и Троицкая Лавра неизвестны громаднейшему большинству образованных петроградцев.
И вот недавно в закрытом заседании Общества возрождения художественной Руси ее знатоки тихо и любовно «благоцветливыми словами» говорили об ее сокровищах. Это были подвижники русского художественного самосознания – академик А.И.Соболевский, академик Н.К.Рерих, В.Т.Георгиевский – археолог, сделавший замечательные открытия (фрески Ферапонтова монастыря).
В их речах вместе с восторгом пред тою древнею Русью, которой они отдали свое сердце и свои думы, звучала грусть, та грусть, с которою зрячий смотрит на слепых.
О, спящая до одури Русь!
Эти деревянные одноглавые церковки Севера, эти старые монастыри Свири и Шексны, Белоозера, эти шитые руками московских цариц плащаницы и пелены, эта восхитительная резьба Ярославля, эти «ветхие деньми» ограды старых обителей, непоколебимые «столпостены»… И мы этого не знаем! Подводите к старой Руси молодежь, если старье и средний возраст храпят непробудно. И пусть боевым кличем тех, кто не отрекался от родины, кто в душе никогда не изменял ей, кто чувствовал ее, станет одно слово «Домой, домой!».
Это фрагмент статьи Е.Поселянина из газеты «Новое время»14 марта 1916 года.
Достоевский говорит в «Братьях Карамазовых» о предназначении русского инока, что минует година искушений, люди станут проливать кровь и захотят вспомнить лик Христа. Будут искать… - и увидят лик Христа в русском иноке.
Таково же предназначение Русского городка: миновала година искушений, и люди захотели увидеть лик Святой Руси. Они начали искать – и нашли его в Русском городке Царского села, что под Петербургом. Из-под руин глядят на нас образы Древней Руси, чудом сохранившиеся, хотя все, что было связано с именем последнего русского царя, было упрятано от народа или уничтожено, если нельзя было упрятать. Городок часто сравнивают с таинственным «градом Китежем», скрывшимся в глубине, но временами открывающимся для чистых сердцем.
Возрождение исконного русского стиля началось после снятия крепостного права в 1861 году, когда к движению присоединился сам народ как непосредственный хранитель русской традиции. Возникают кружки, вокруг которых объединяется русская интеллигенция в поисках народных идеалов.
С братьев Аксаковых начинается славянофильство.
Абрамцево, имение славянофила Аксакова, где бывали Гоголь и Тургенев, приобретает купец С.И.Мамонтов; здесь, с целью возрождения художественного стиля, создается абрамцевский кружок – собираются художники Поленовы, Васнецов, Репин, Серов, Коровин, Нестеров. В мастерских создаются произведения декоративно – прикладного искусства в духе народных промыслов. Собирается коллекция изделий народного быта.
В Талашкино под Смоленском княгиня Тенишева организовала второй центр возрождения русской народной культуры. В Гнездове, на волоке по «пути из Варяг в Греки», были проведены раскопки древних курганов, созданы музей народного быта, школа и мастерские для обучения детей народному мастерству. Художники Рерих, Малютин, Врубель на основе древнерусских образцов создавали эскизы предметов современного обихода.
Третий – и самый важный центр Русского стиля – сформировался в Русском городке царского Села при Феодоровском Государевом соборе. Первые два центра поставили вопросы Русского стиля, а последний дал ответы на эти вопросы, причем на государственном уровне. «Общество возрождения художественной Руси» было официально зарегистрировано в начале 1915 года, но предшествовала этому общая работа над Феодоровским собором и Русским городком с 1909 года.
В 1913 году Николай II утвердил Комитет для росписи Феодоровского собора; лично осмотрев древнерусские храмы во время празднования 300-летия Дома Романовых, Государь указал на росписи храма Иоанна Предтечи в Ярославле, Спаса на сенях и Воскресения в Ростове Великом, затем делал замечания при представлении эскизов.
В 1914 году был утвержден Комитет по постройке домов при Фео¬доровском Государевом соборе. Председателем Комитета был назначен Д. Н. Ломан. Художественно-исторические вопросы решали под председательством князя А. А. Ширинского-Шихматова художник В. М. Васнецов и архитекторы В. В. Суслов и П. П. Покрышкин; были привлечены художник и журналист Н. И. Кравченко и архитектор Высочайшего Двора В. Ф. Свиньин. На одном из заседаний Комитета говорится: «Сооружение в Царском Селе Феодоровского Государева собора… следует считать крупным шагом в деле воскрешения в русском искусстве начал древнерусского художественного творчества… Московская Русь была проникнута по преимуществу началами церковными, но, конечно, имела и гражданскую жизнь, поэтому дальнейшим шагом является воссоздание в гражданской архитектуре форм древнего русского зодчества. Такая попытка ныне предпринята в постройке домов при Феодоровском соборе». В архитектуре и росписях Трапезной палаты воплотилось представление русского человека о мироустройстве и месте в нем Церкви, Государства и Народа. Художественным руководителем был Виктор Васнецов, осуществил же росписи художник Георгий Пашков. Особенностью идейной разработки росписей является то, что новозаветные образы сочетаются не с ветхозаветными библейскими образами, а с исконно русскими мифопоэтическими образами. В росписях и лепке присутствуют изображения Алконоста и Сирина, Льва и Единорога у Древа мирового, Китовраса, Жар-птицы, Семарглов, Грифонов, Всадника-змееборца Егория, Русского тотемного Медведя, Солнца, Луны, Круга солнечного, Времен года, Стихий, Лествицы возраста человеческого, Трапезы благочестивого, Добрых дел, ведущих в рай, и самого Рая — русского Ирия. За две недели до революции, 12 февраля 1917 года, в Прощеное Воскресенье, после обедни Царь Николай II посетил Русский городок при Феодоровском Государевом соборе. Были завершены росписи и размещены музейные экспозиции. Выполнивший роспись Трапезной палаты художник Георгий Пашков подробно объяснил Николаю II во время его посещения символику росписей и источники, из которых брались образцы. Обращаясь к Пашкову, Государь процитировал по памяти изречение из книги «Символы и Эмблематы», изданной при Петре Великом, которое было написано над дверью Теплых сеней. Смысл этой выписи, раскрывающей суть деятельности «Общества возрождения художественной Руси», таков, что как душа и тело составляют живого человека, так образы и слова, сливаясь воедино, перестают быть мертвыми — и оживают.
Русский городок был построен как музей древнерусской архитектуры под открытым небом, чтобы жители столичного Петербурга, не имеющие возможности поехать вглубь России, могли увидеть лучшие образцы Русского стиля. Здесь нашла свое воплощение идея Государя Николая II : воссоздание образа Святой Руси - как последняя попытка спасения России.
Для деятельности «Общества возрождения художественной Руси» строилась в Городке Трапезная палата с Трапезным залом для проведения концертов в народном духе и музейными палатами для размещения предметов древнерусской старины, по образцам которых предполагалось создавать предметы современного обихода. На Лестнице Круга Солнечного – чередование месяцев в течение года и характер их. На каждой перемычке свода потолка изображены символы созвездий годового Круга Солнечного. Лестница круга Солнечного ориентирована так, что перемычки потолка лестницы с изображенными на них символами созвездий освещаются с января по июнь на восходе Солнца, а с июля по декабрь – на закате. Алтарь Феодоровского собора ориентирован не точно на восток, а около 200 южнее на восток – юго – восток. В древности была традиция ориентировать алтарь храма на точку восхода Солнца на горизонте в почитаемый день. В этой точке Солнце восходит в день памяти святого Серафима Саровского 15 января н.ст.
Изображение на потолке Дворца Алексея Михайловича в Коломенском вошло в «Народные картинки» Ровинского и послужило образцом для росписи Лестницы Круга Солнечного.
Это был последний центр возрождения русской культуры.
Комментарии